Тяжеловозы – рабочие лошади, отличающиеся силой и массивным телосложением. В статье приведено описание пород, особенности выращивания, содержания и разведения коней. Рассмотрена также история происхождения, общая характеристика и назначение этих животных.
- История происхождения тяжелоупряжных лошадей
- Общее описание и характеристика породы
- Назначение породы тяжеловозов
- Породы лошадей тяжеловозов
- Австралийская
- Арденская
- Бельгийская
- Битюг
- Бретонская
- Булонская
- Владимирская
- Ирландская
- Итальянская
- Клейдесдаль
- Контойская
- Литовская
- Муракоз
- Новоалександровская
- Норикийская
- Нормандская
- Першерон
- Пойтевин
- Русская
- Северо-шведская
- Советская
- Суффолк
- Торик
- Трэйт ду норд
- Шайр
- Шведский арден
- Шлезвигская
- Южно-германская
- Ютландская
- Самые сильные тяжеловозы в истории
- Выращивание тяжеловозных пород
- Содержание лошадей
- Разведение тяжеловозов
- Болезни и лечение лошадей
- Кормление лошадей тяжеловозов
История происхождения тяжелоупряжных лошадей
Лошадь тяжеловоз появилась еще в Средние века. В те времена рыцари нуждались в мощных конях, способных выдерживать их тяжелое снаряжение и металлические доспехи. Тогда-то в Германии и была выведена порода, именуемая «дестриэ».
В весе предки современных тяжеловозов достигали 1 т, а в росте – 200 см. Тяжелоупряжные лошади обладали не только внушительными габаритами, но и большей выносливостью по сравнению с другими породами коней.
Но по причине значительной массы собственного тела они не выдерживали длительные походы и за сутки преодолевали не более 30 км, а также не отличались резвостью. Основным условием их выживаемости был своевременный отдых, поскольку тяжелые нагрузки могли стать причиной остановки сердца.
Основными отличиями предков современных тяжеловозов считались их стоячие уши, которые никогда не опускались.
Заводчики в течение многих лет активно работали над улучшением породы, желая сформировать не только мощного, но и максимально выносливого коня.
Их работа увенчалась успехом в 17 веке, когда в Англии официально была зарегистрирована суффолькская порода. Жеребец отличался массивным телосложением, выносливостью и доброжелательностью.
В России выведением тяжеловозов селекционеры активно занялись на рубеже XIX и XX веков. Первые тяжелоупряжные жеребцы появились при скрещивании русских упряжных коней с бельгийскими арденами.
Общее описание и характеристика породы
Тяжеловозы считаются одними из самых сильных лошадей в мире. Селекционерами выведено много пород. У всех из них имеются общие признаки в экстерьере.
Описание внешнего вида тяжеловозов:
- развитый в ширину круп;
- массивная голова;
- мускулистая шея;
- утолщенные конечности;
- широкая спина с хорошо развитой мускулатурой;
- мощный корпус;
- недлинный затылок;
- широкая грудь.
Рост тяжелоупряжных коней – 140-200 см, масса тела – 600-1000 кг. Большинство пород тяжеловозов не предназначено для быстрой езды. Кони могут бежать галопом, шагом и рысью.
Характерные особенности этих животных:
- Мягкий ход. С одного аллюра на другой они переходят плавно, а ноги не поднимают высоко, благодаря чему наездник не ощущает тряски во время езды.
- Покладистый характер. Флегматичные лошади хорошо ладят с людьми и другими животными. Не проявляют агрессии, дружно ходят в упряжке.
- Многофункциональность. Кроме работы в поле и транспортировки различных, в том числе и крупногабаритных грузов, коней используют в качестве верховых. Молоко кобылиц принимают в пищу, готовят из него кумыс.
Назначение породы тяжеловозов
Доброжелательные и сильные лошади широко используются на пахотных работах, в конных походах. Они транспортируют грузы, переходя вброд реки и перемещаясь по бездорожью без особых усилий.
Дружелюбный характер позволяет использовать животных и для обучения верховой езде взрослых и детей. Кони подходят для неспешных прогулок, участия в различных спортивных и развлекательных мероприятиях.
Породы лошадей тяжеловозов
Насчитывается около 40 тяжелоупряжных пород лошадей. Среди них специалисты выделяют несколько коренных пород, которые использовались для выведения других тяжеловозов.
Популяция тяжелоупряжных коней после ВОВ резко сократилась, а поскольку со временем они стали менее востребованы в сельском хозяйстве некоторые виды находились под угрозой исчезновения.
Сохранить большинство пород тяжеловозов удалось только благодаря коневодам-энтузиастам.
Австралийская
Австралийские тяжеловозы были выведены путем скрещивания суффолков с другими европейскими тяжелоупряжными конями.
Характерные особенности внешности:
- рост – около 170 м;
- вес – 600-850 кг;
- голова средней величины, расположенная на недлинной шее;
- круп широкий;
- отлично развитый жировой гребень у жеребцов;
- окрас – пятнистый или однотонный рыже-коричневый.
Австралийских тяжеловесов разводят преимущественно на родине, где их активно используют для участия в спортивных соревнованиях, а также для перевозки бревен во время лесозаготовки.
Арденская
Арденские лошади, как и суффолки, считаются одними из старейших тяжелоупряжных пород. Их родиной является Бельгия.
Выглядят эти тяжеловесы следующим образом:
- рост – не более 157 см;
- голова большая;
- шея трапециевидная;
- спина широкая;
- окрас – любой (самые распространенные особи рыжей, коричневой и серой масти).
Несмотря на скромные габариты по сравнению с другими тяжеловесами, ардены выделяются значительной выносливостью. Размеров взрослой особи жеребенок достигает к 2-м годам. С этого же возраста конь готов к полноценным нагрузкам.
Ардены отличаются плодовитостью, высокой работоспособностью. Повозку с грузом они способны непрерывно везти в течение нескольких часов.
Бельгийская
Бельгийскую породу лошадей тяжеловозов также именуют брабансонами. Ее считают одним из родоначальников всех современных тяжелоупряжных коней.
Основные отличия внешности бельгийских коней:
- рост – не более 173 см;
- вес – 900 кг;
- конечности жилистые с крупными суставами;
- масть большинства представителей породы – чало-гнедая или рыжая.
Битюг
Битюги были выведены в 18 веке на территории Воронежской губернии. Селекцией занимались крестьяне, которые нуждались в выносливом коне, способном выполнять тяжелые работы.
Достоверно о происхождении этой породы неизвестно, но предположительно инициатором по их разведению был Петр Первый, который привез из Европы бельгийских и клейдесдатских коней.
Путем скрещивания европейских лошадей с русскими тяжеловозами и были получены битюги. Они были выносливы и неприхотливы в содержании, поэтому и были популярны в России.
Характерные особенности внешности этих тяжеловозов:
- рост – не более 160 см;
- масть – преимущественно бурая;
- тело длинное;
- конечности короткие и мощные.
Во второй половине 19 века перестали заниматься разведением битюгов и сейчас порода считается вымершей.
Бретонская
От других пород бретонских лошадей тяжеловесов отличает резвость. Ее родина – Франция, провинция Бретань. До середины прошлого столетия французы использовали коней только в качестве транспортных и тягловых, а в настоящее время для работ в виноградниках и на полях.
Существует несколько типов бретонцев, такие как:
- малый;
- постьер;
- корлейский (верховой);
- большой.
Вне зависимости от типа эта порода тяжеловозов отличалась следующими характерными особенностями во внешности:
- рост – от 150 до 170 см;
- конечности короткие и мускулистые;
- шея дугообразная;
- голова квадратной формы;
- масть – чалая, гнедая и рыжая, реже вороная с отметинами.
Бретонцы достаточно быстро набирают вес. По этой причине на родине их разводят также с целью получения мяса.
Булонская
Булонская порода считается самой известной на своей родине во Франции, где разведением и улучшением ее активно занимаются заводчики с 17 века и по сей день.
Лошади отличаются выносливостью, поэтому их часто используют на фермах для выполнения тяжелой работы.
Жеребята быстро развиваются и после достижения 1,5 лет получают такие же нагрузки, как и взрослые особи.
Среди других тяжеловозов булонские лошади выделяются грациозностью.
Выглядят они следующим образом:
- рост – не более 175 см;
- вес – от 0,6 до 1 т;
- круп раздвоенный низко посаженный;
- ноги мускулистые, недлинные;
- голова крупная, которая благодаря узкому профилю кажется компактной;
- окрас – однотонный серый или серебристо-седоватый.
Владимирская
Эту тяжеловозную породу лошадей вывели в СССР путем скрещивания европейских коней с местными кобылами. Разделяют владимирских коней на 2 типа – Юрьев-Польских и Гаврилов-Посадских.
Первые ниже ростом, корпус и шея у них короче, а костяк мощнее. Второй тип владимирских коней выглядит изящнее несмотря на высокий рост.
Строение тела владимирских тяжеловозов вне зависимости от типа породы:
- рост – не более 165 см;
- вес – не менее 1 т;
- шея длинная и мощная;
- грудная клетка глубокая;
- конечности длинные, сухие;
- масть – любая, при этом наличие белоснежных пятен на ногах и голове необязательно, но приветствуется.
Изначально эти тяжелоупряжные резвые лошади использовались преимущественно для транспортировки крупногабаритных грузов, но позднее стали участвовать в различных мероприятиях.
Ирландская
Ирландский тяжеловоз – универсальная порода, использующаяся для работы в поводу, на тяге и участия в мероприятиях. Лошади были получены при скрещивании чистокровных верховых жеребцов с местными лошадьми.
Описание внешнего вида животных:
- рост – 163 см;
- голова небольшая;
- уши средней величины;
- спина массивная и ровная;
- грудная клетка развитая;
- конечности короткие.
Итальянская
Итальянские тягловые лошади родом из области Феррари. Внешне они схожи с бретонскими, которые использовались для их выведения.
Основные отличия итальянских тяжеловозов:
- рост жеребца – 152-162 см, кобылы – 142-152 см;
- вес взрослой особи – 800 кг;
- окрас – рыжий, реже гнедой, с хвостом и гривой светлого оттенка.
В связи со снижением спроса на тягловых коней в Италии их стали выращивать ради получения мяса. Изредка лошади на родине используются на небольших фермах для выполнения сельскохозяйственных работ.
Клейдесдаль
Клейдесдаль – порода тягловых лошадей, выведенная шотландскими селекционерами. Значительную часть популяции во время войны истребили, что вынудило причислить породу к исчезающим видам.
Ее удалось сохранить благодаря заводчикам-энтузиастам. На данный момент клейдесдали представляют историческую ценность для шотландцев.
Описание внешности этой породы тяжеловозов:
- рост – от 165 до 183 см;
- вес – около 1 т;
- туловище укороченное;
- круп мускулистый;
- спина широкая;
- конечности прямые.
Лошадей тяжеловозов породы клейдесдаль используют не только в сельскохозяйственных нуждах, но и в качестве барабанных коней британской кавалерии.
Контойская
Контойские лошади являются близкими родственниками арденов, но уступают им в размерах.
Выглядят эти тяжеловозы следующим образом;
- рост взрослого животного – не более 155 см;
- корпус компактный;
- голова крупная с прямым носом;
- конечности мощные с щетками;
- масти – гнедая, игреневая.
Контойских тяжеловозов разводят во Франш-Конте, где используют для работы в горах и лесах.
Литовская
Литовские тяжеловозы появились в результате скрещивания местных лошадей с арденами и русскими тягловыми жеребцами.
Характерные особенности внешности литовских тягачей:
- рост – до 155 см;
- телосложение непропорциональное;
- голова массивная;
- профиль горбоносый;
- шея изогнутая;
- круп с низкой поставленным хвостом;
- грива пышная;
- типичные масти – рыжая, гнедая.
Внешне литовские лошади уступают другим тяжеловозам, но по характеру столь же покладисты и дружелюбны. К тому же они также отличаются крепким иммунитетом, плодовитостью, неприхотливостью в уходе и выносливостью.
Муракоз
Муракозы появились в Венгрии при скрещивании норикийских лошадей с арденскими.
Внешний вид представителей этой породы тяжеловозов:
- рост – 164 см;
- вес – около 750 кг;
- холка четко очерченная;
- конечности мощные;
- хвост низко посаженный;
- масть – исключительно игреневая, с гривой и хвостом бежевого оттенка.
Эти тяжеловозы считаются одними из самых сильных лошадей несмотря на небольшие габариты. Во время войны они были задействованы в армии, а позднее стали использоваться только для сельскохозяйственных нужд.
Новоалександровская
Родиной новоалександровской породы является Украина, где лошади были получены путем скрещивания европейских тяжеловозов с тяжелоупряжными бельгийцами.
Они бывают разнообразных мастей, а внешне от других пород отличаются преимущественно габаритами.
Параметры новоалександровских тяжеловозов:
- вес – 550-650 кг;
- рост – 150 см.
Новоалександровские кобылы дают большое количество молока, отличаются выносливостью и плодовитостью. Их используют для улучшения других пород тяжеловозов.
Норикийская
Норикийские, или пинцгауские тяжеловозные лошади появились в горах Австрии в Средние века.
Описание внешности норикийских тяжеловозов:
- рост – не более 170 см;
- вес – в среднем 800 кг;
- круп раздвоенный;
- голова крупная;
- грива и хвост курчавые и длинные;
- масть – любая.
Жеребцы менее выносливы по сравнению с другими тяжелоупряжными конями. Их используют для езды верхом и легкой работы.
Норикийские тяжеловозы считаются национальным символом Австрии. Жеребцов с идеальным экстерьером демонстрируют на крупных выставках, используют в туристических экскурсиях.
Нормандская
Нормандский коб является легкой тягловой лошадью. Порода не занесена в племенную книгу. Лошадей разводят преимущественно на конезаводах Нормандии.
Внешний вид коренастых нормандских тяжеловозов:
- рост – 165 см;
- масса тела – 500-900 кг;
- шея выгнутая;
- плечи сильные;
- голова небольшой величины;
- масти – гнедая, рыжая.
Першерон
Першероны появились в начале 19 века во Франции при скрещивании арабских скакунов с местными тяжелоупряжными конями.
Существуют следующие типы этих тяжеловозов:
- Малый. Этот тип першеронов считается универсальным, поскольку лошадей использовали не только для перевозки грузов, но и в качестве почтовых, а также запрягали в кареты. В них больше выражены черты арабских скакунов. Малые перешероны отличаются грацией, выносливостью и подвижностью. В высоту они достигают не более 160 см.
- Большой. Першеронов, отличающихся более внушительными габаритами, использовали исключительно в сельском хозяйстве.
Основной мастью этих тяжеловозов во Франции признана серая в яблоках. Среди представителей породы также встречаются чалые, вороные и рыжие кони. Основным отличием першеронов считается густая и длинная грива.
Пойтевин
Пойтевины появились в результате скрещивания европейских тяжеловозов с древней лесной лошадью.
Основные отличия внешности пойтевинов:
- высота в холке – не более 173 см;
- вес – около 700 кг;
- корпус длинный;
- ноги мощные с пышными щетками и крупными копытами;
- голова тяжелая;
- масти – бурая, саврасая или гнедая.
В отличие от других тяжеловозных пород лошадей пойтевины не отличаются высокой работоспособностью. Их скрещивают с ослами с целью получения рослых мулов и не используют для перевозки грузов.
Русская
Русские тяжеловозы считаются потомками першеронов и арденов. Они выносливее лошадей владимирской и советской породы, а также неприхотливее к условиям содержания.
Характеристика русских тяжелоупряжных коней:
- высота в холке – 150 см;
- вес – 650 кг;
- масть – рыжая и гнедая;
- шея толстая и короткая;
- спина широкая, длинная;
- ноги крепкие, средние по длине с небольшой оброслостью;
- хвост и грива густые.
Тяжеловозы этой породы широко используются в России в конном туризме и полевых работах. В течение нескольких часов жеребцы способны держать наездника в седле не проявляя норов. Кобылы дают много молока, из которого изготавливают кумыс.
Северо-шведская
Северо-шведская порода является потомком местной рабочей лошади. Выглядит тяжеловоз следующим образом:
- вес взрослого жеребца – от 650 до 750 кг, кобылы – 500-700 кг;
- высота в холке – 155 см (самки на 2 см ниже);
- телосложение компактное;
- ноги жилисты, недлинные, с небольшими щетками;
- голова крупная с длинными ушами;
- грива густая;
- преобладающие масти – караковая, рыжая и буланая.
На родине этот грузовой конь используется для перевозки срубленных деревьев. Он достаточно вынослив и способен работать по 8 часов в сутки.
К тому же лошади отличается крепким иммунитетом, неприхотливостью в уходе. Для работы в лесах используют коней, достигших трех лет.
Советская
Советские тяжеловозы считаются самыми сильными лошадьми, выведенными в России. Селекционеры получили их путем скрещивания отечественных упряжных коней с битюгами и некоторыми европейскими породами. Официально эта порода были зарегистрирована в середине прошлого века.
Экстерьер советских тяжелоупряжных лошадей:
- высота в холке – 170 см;
- масса тела – 0,7-1 т;
- масть – гнедая, чалая, рыжая, гнедо-чалая;
- голова средняя по величине;
- шея мускулистая, недлинная;
- холка низкая и широкая;
- грудная клетка с округлыми ребрами;
- конечности средней длины, крепкие и сухие;
- грива и хвост густые.
Советский тягач готов к сельскохозяйственным работам после достижения 2,5 лет. Кобылы этой породы отличаются высокой молочностью.
У представителей породы часто встречается косолапость. Этот дефект не влияет на рабочие качества животного, но становится причиной выбраковки при разведении.
Суффолк
Суффолки одна из первых пород тяжеловозов, зарегистрированных официально. Их основоположником считается жеребец по кличке Криспс.
Современные суффолки, как и их прародитель, имеют следующие характерные внешние особенности:
- рост – не более 170 см;
- вес – от 700 до 900 кг;
- тело мускулистое пропорциональное тело;
- круп слегка опущенный;
- конечности прямые и сухие;
- окрас – исключительно красновато-каштановый (кони любой другой масти не вносятся в племенную книгу и не используются в дальнейшем разведении).
Современные суффолки применяются не только для работы на полях, но и в конном туризме. Их также активно используют для выведения новых пород, предназначенных для троеборья.
Торик
Торик, или торийская лошадь выведена в Эстонии. Внешние особенности, отличающие эту породу от других тяжеловозов:
- рост взрослого жеребца – не более 165 см, кобылы – 140-150 см;
- вес – около 1 т;
- конечности сухие и короткие;
- окрас – гнедой или вороной, реже чалый.
Преимуществами торийской породы считается выносливость, нетребовательность к пище и высокая плодовитость. От 100 кобыл на заводах Эстонии получают по 85 жеребят.
Для репродукции животные используются вплоть до достижения 30 лет в то время, как другие тяжеловозы старше 20 лет не способны производить потомство.
Трэйт ду норд
Трэйт ду норд, или северный арден – редкая порода лошадей, выведенная во Франции. Вырастают лошади до 170 см в высоту, а весят 0,8-1 т. Окрас у коней чаще всего однотонный бурый, серый или коричневый.
Строение тела тяжеловозов:
- грудь мощная, широкая;
- плечи мускулистые, косые;
- спина прямая, короткая;
- круп раздвоенный, мускулистый;
- конечности средней длины с щетками;
- грива длинная, густая;
- хвост низко посаженный;
- голова маленькая с прямым профилем и небольшими глазами;
- шея изогнутая, средняя по длине;
- ушные раковины небольшие.
Северные ардены отлично подходят для транспортировки крупногабаритных грузов на короткие расстояния. Их используют для перевозки бревен по сложному грунту.
Шайр
Шайр – британская порода тяжеловозов. Эти кони являются не только одними из самых сильных лошадей, но и высоких на планете.
Основные отличия во внешности этой породы тяжеловозов:
- рост – 180-200 см;
- вес – 1 т;
- тело мощное, мускулистое;
- наличие белых чулок на задних конечностях;
- лысина на голове средней величины;
- окрас – любой однотонный.
Лошади используются для буксировки барж, работы в лесу и в качестве верховых.
Шведский арден
Шведский арден является более выносливой, легкой и подвижной версией арденской породы тяжеловозов. Они отлично подходят для тяжелой работы в суровом климате Швеции.
Строение тела шведских арденов:
- рост – 155-162 см;
- вес – от 0,7 до 1 т;
- голова крупная;
- телосложение компактное;
- конечности коренастые, недлинные;
- грива густая;
- характерные масти – гнедая, бурая, вороная.
Шлезвигская
Шлезвигская порода появилась в 19 веке при скрещивании ютландских тяжеловозов с чистокровными верховыми и йоркширскими лошадьми.
Характерные особенности внешнего вида этих тяжеловозов:
- высота в холке — не более 163 см;
- вес – около 550 кг;
- голова тяжелая;
- корпус компактный;
- шея короткая;
- окрас – игреневый, изредка однотонный серый или рыжий.
Эта грузовая лошадь распространена только на своей родине в Германии. Там тяжеловоза используют в лесном хозяйстве и на фермах для перевозки повозок.
Для получения более габаритных и выносливых коней шлезвигских тяжеловозов скрещивают с ютландскими.
Южно-германская
Южно-германских тяжеловозов вывели на территории Баварии. Селекционеры приливали кровь европейских тяжелоупряжных коней к австрийским норикенам с целью создания крепких и выносливых лошадей.
Представители этой тяжеловозной породы лошадей имеют следующие особенности во внешности:
- рост – 150-156 см;
- вес – около 750 кг;
- шея широкая и короткая;
- конечности длинные и сухие конечности;
- грива мягкая;
- типичные масти – бурая и гнедая со светлым хвостом и гривой.
Ютландская
Ютландские, или датские тяжеловозы относятся к низкорослым. Среди других тяжелоупряжных пород они выделяются благодаря следующим внешним особенностям:
- рост – до 150-160 м;
- голова большая с горбатым крупным носом;
- шея короткая шея;
- грива светлая и густая;
- мощные задние конечности, покрытый длинной шерстью;
- распространенная масть – темно-игреневая.
На родине лошади почитаются за свою тяговую мощь, но менее популярны по сравнению с другими тяжеловозами.
Самые сильные тяжеловозы в истории
Самыми сильными лошадьми в истории долгое время считались пара шайров, которые в 1893 году в США сумели сдвинуть с места сани с грузом весом 42 т.
Их рекорд удалось побить жеребцу по кличке Вулкан в 1924 году. В одиночку этот тяжеловоз породы шайр сдвинул груз весом 47 т. Достижение коня было внесено в книгу рекордов Гиннеса.
В России отличился советский тяжелоупряжный жеребец Форс, который в 60-е годы прошлого столетия протянул на 35 м прицеп весом 23 т.
Выращивание тяжеловозных пород
Тяжелоупряжные лошади не нуждаются в создании особых условий, поскольку менее прихотливы по сравнению с верховыми скакунами.
При этом тяжеловозам потребуется обеспечить тщательный уход, включающий в себя правильное кормление, гигиеническую обработку зубов и ушей, расчесывание гривы, чистку копыт.
Периодически коней нужно купать. Летом мыть тяжеловозов можно в водоемах, а в холодное время в отапливаемом помещении.
Содержание лошадей
Лошади тяжеловозы нуждаются в просторной конюшне. Каждому коню потребуется отвести не менее 4 м2 площади.
Помещение должно быть отапливаемым, достаточно освещенным и проветриваемым, с деревянным или бетонным полом.
Регулярно следует очищать конюшню от навоза. Тяжеловозов необходимо периодически выпускать на прогулку в загоне.
Разведение тяжеловозов
До разведения допускаются тяжеловозы с отличным экстерьером и хорошими результатами на силовых испытаниях. Разводить тяжелоупряжных коней проще, чем верховых, поскольку они более плодовиты.
Кобылы рожают по одному жеребенку, но способны при этом производить потомство уже с трех лет.
Рабочие тяжеловозы, участвующие в разведении, нуждаются в регулярных физических нагрузках. Взрослый конь должен работать по 6-8 часов в сутки ежедневно.
Болезни и лечение лошадей
Характерных заболеваний для тяжелоупряжных коней специалисты не выделяют. Чаще всего у тяжеловозов диагностируют следующие болезни:
Заболевание | Симптомы | Лечение |
Гниение стрелки копыта | Хромота, появления гнойных выделений | Проводят хирургическое вмешательство, а также прикладывают к месту поражения мазевые компрессы |
Миоглобинурия | Затрудненное дыхание, мышечная дрожь, шаткая походка, повышенная потливость | Ветеринар назначает медикаментозное лечение в зависимости от симптомов. Чаще всего рекомендуют введение подкожных или внутривенных инъекций |
Глистные инвазии | Потускнение шерстяного покрова, расстройство ЖКТ, слабость | Следует провести забор кала и показать коня ветеринарному врачу, который назначит лечение исходя из результатов анализов |
Видео — диагностика САПА
Видео — паразиты у лошадей
Кормление лошадей тяжеловозов
Тяжеловозов следует кормить 3-4 раза в сутки. Объем порций рассчитывается индивидуально исходя из породы и нагрузки лошади.
Зимой коней рекомендуется кормить заготовленным сеном или комбинированными кормами, а летом свежей зеленью. В рацион взрослого животного также нужно включить:
- зерновые отруби;
- кукурузу;
- силос;
- овес;
- морковь;
- яблоки;
- витаминные добавки.
Взрослые тяжеловозы потребляют большое количество жидкости. В конюшне следует установить поилки с чистой водой комнатной температуры.
Классные лошади. Интересно было почитать. У деда были лошади. У него был один тяжеловоз. Его колхоз списал и хотели на мясо сдать. Дед его выкупил и он еще 10 лет у него жил. Звали его Буденый.
Не знал, что так много видов коней тяжеловозов. Удивили буденевские лошади своим названием. Но понравилась ирландская порода. Ее ещё называют цыганской. Это я знаю точно.